Послание - Идеология
эксперты
ИДЕЯ ПРОЕКТА
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
КОММЕНТАРИИ К ПОСЛАНИЮ
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПОСЛАНИЕ 2006
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ

СРАВНЕНИЕ
ФОРУМ
ССЫЛКИ


В рамках данного проекта мы ставим своей целью сравнить предложения различных партий и граждан с посланием Президента Федеральному Собранию РФ...

ИДЕЯ ПРОЕКТА


Наталья Серова

www.politcom.ru/2005/gvozd623.php

КОММЕНТАРИИ

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ ШЕСТОГО ПОСЛАНИЯ

18 мая Владимир Путин в третий раз разъяснил основные положения своего послания Федеральному Собранию. Первый раз в торжественной обстановке послания заслушали все вместе, потом план-конспект из 15 вполне конкретных заданий получило правительство, а теперь очередь дошла и до законодательной власти, которой придется принимать соответствующие законы. Во встрече, кроме самого президента, спикеров двух палат парламента, лидеров фракций и председателей комитетов СФ, присутствовали заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков и вице-премьер Александр Жуков. Что касается предмета обсуждения, то он остался прежним: реализация задач, поставленных в двух последних посланиях, которые рассматриваются Владимиром Путиным в качестве единой программы действий.

Заметим, что для представителей законодательной власти была выбрана чрезвычайно четкая форма презентации послания: стратегические цели, текущие задачи и способы их решения. Стратегические цели - удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизация армии, были заявлены еще год назад, и, как подчеркнул президент, остались прежними, поскольку "не вписываются в квартальные или годовые рамки" и "требуют комплексного и поэтапного решения".

Текущие задачи, в той части, где они касались экономики и уровня жизни населения, отчасти повторяли задачи, поставленные перед правительством. В сфере экономики речь шла о создании условий для активизации инвестиционной деятельности, и, судя по комментариям участников встречи, особых дискуссий на эту тему не было: экономика признана епархией правительства, а с тезисом о важности инвестиций согласны все.

В принципе почти все согласны и с предложением провести, наконец, амнистию капитала. Правда, как полагают некоторые эксперты, амнистия эта несколько запоздала: вывезенные деньги уже работают за границей, и оснований надеяться на их быстрое возвращение вроде бы нет. Хотя, с другой стороны, российские политические риски вполне могут быть уравновешены высокой прибылью и низкими налогами, т.е. все той же инвестиционной привлекательностью, которую как раз и собираются повысить.

Еще одним фактором наращивания инвестиций могут стать до сих пор не работающие в экономике личные накопления граждан. Но заставить людей принести свои деньги в банки после дефолта 1998 года и обесценивания вкладов в 1992 году будет непросто. Как справедливо заметила вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова, амнистия капитала "должна быть открытой", и простой человек должен понимать, что он в результате получит.

Пока, судя по словам Орловой, речь идет о некой "упрощенной схеме амнистии капитала", предусматривающей, в частности, снижение подоходных налогов на этот капитал с 13\% до 3-4\%. Кроме того, сенаторы предложили или, точнее сказать, одобрили планы правительства направить эти капиталы - с помощью экономических рычагов - в свободные экономические зоны в Калининграде, на Дальнем Востоке и других регионах страны.

Во что выльется эта затея в нынешней ситуации, сказать трудно. Полное освобождение от налога на прибыль в течение 6 лет, заложенное в правительственном законопроекте о свободной зоне в Калининградской области, в принципе может спровоцировать финансовый бум, но пока не ясно, пройдет ли это решение и как оно скажется на ситуации в других регионах.

Вторая группа текущих задач касалась борьбы с бедностью, то есть роста зарплат бюджетников. На эту тему президент не сказал ничего нового по сравнению с посланием: реальная оплата труда - за вычетом инфляционной составляющей и независимо от ценовой конъюнктуры на мировых рынках - должна повыситься не менее чем в полтора раза. А "если ресурсы позволят, то этот прирост должен быть больше".

Тут тоже все, в общем, согласны, однако такой рост оплаты труда не сможет компенсировать потери, которые понесли вследствие монетизации льгот многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. На этот вызов ответил спикер СФ Сергей Миронов, предложивший "увязать размер зарплаты бюджетников с числом детей в семье".

Как говорится, приехали. Стоило ли затевать реформу льгот и назначать детям-инвалидам и их матерям издевательские доходы, чтобы спустя 5 месяцев ставить вопрос о новой реформе, на этот раз оплаты труда, которая, между прочим, может повлечь за собой непредсказуемые последствия на рынке рабочей силы.

Третья группа задач, выделенных Владимиром Путиным, касалась укрепления авторитета парламентских политических партий и представительной власти в целом. В частности, речь шла об уточнении порядка выборов глав субъектов Российской Федерации и о законодательном обеспечении процедуры инициирования и проведения парламентских расследований.

Как известно, президент уже говорил о наделении партии, победившей на региональных выборах, правом выдвигать кандидатуру на пост главы региона. Как выяснилось в ходе последней встречи, в Госдуме эту идею одобряют не все. Так, спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что это право нужно передать парламентскому большинству Законодательных собраний регионов, а не победившей партии, которая далеко не всегда может сформировать это парламентские большинство.

Впрочем, предложение Грызлова очень похоже на пресловутую борьбу "лучшего с хорошим", также как и планы проведения всех региональных выборов в один день или разговоры об обеспечении равного для всех политических сил доступа к государственным СМИ. Между тем последнее предложение слишком уж похоже на "проговорочку по Фрейду", и его как-то даже стыдно озвучивать, тем более что под "политическими силами" имеются в виду представленные в парламенте партии, то есть непосредственные носители власти.

Тем не менее, стоит отметить, что встречей, на которой каждому из ее участников было предоставлено слово, остались довольны все: и Борис Грызлов, и Владимир Жириновский, и Геннадий Зюганов, и Дмитрий Рогозин. Все они в той или иной форме выразили удовлетворение состоявшимся диалогом. Судя по всему, такое единодушие парламентариев было спровоцировано наличием внешнеполитических угроз и закреплено во время недавнего голосования по поводу ситуации вокруг российских баз в Грузии.

Во всяком случае, Геннадий Зюганов прямо сказал, что "в ситуации, когда вдоль наших границ полыхают революции, обязанность политических сил - выработать общую линию". Что касается Дмитрия Рогозина, то он назвал совещание "мозговым штурмом", в ходе которого "был фактически создан политический совет безопасности", и особо подчеркнул, что "оппозиционные фракции впервые приняли участие в выработке государственных решений".

В общем, независимо от того, насколько успешно будут реализовываться задачи, поставленные в президентском послании, сегодня уже можно сказать, что, не добившись консолидации экономических элит, власть все же сумела объединить вокруг себя парламентские номенклатурные элиты. А достигнуто это было благодаря признанию статусной значимости политических партий - внутри страны, и за счет формирования образа врага - за ее пределами.


© ФОНД «ИДЕОЛОГИЯ»: ПРОЕКТЫ